С точки зрения педагогики, привычка – это действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполнимыми. Если человека в детстве не научили мыть руки после туалета, и регулярно чистить зубы, то он вряд ли будет это делать, став взрослым.
Если Вы уже прочитали статью «Здоровый образ жизни – абстракция или реальность?» то наш сегодняшний разговор пойдет о том, как воспитать у ребенка привычки и навыки, необходимые для здорового образа жизни.
В связи с данной проблемой, возникают 3 вопроса. Когда учить? Чему учить? Как учить?
Ответ на вопрос: «Когда учить?», весьма прост. Цитирую старый анекдот.
Молодая мамаша спрашивает у пожилого учителя: – Моему сыну уже 3 года, когда мне можно начинать его воспитывать? – Милочка, уже поздно! – отвечает учитель.
Начинать учить нужно с рождения, но не как армии, «от забора и до обеда», а ежедневно и постоянно. Учить ребенка чистить зубы, нужно не в детском саду, а когда они только вырастут. О том, что запивать чипсы кока-колой вредно, нужно рассказать своему сыну, когда он первый раз попадет в продуктовый магазин, а не тогда, когда вы не сможете влезть в свои старые джинсы.
Как учить? Вот тут вспомним десять принципов здорового воспитания Лоуренса Стейнберга, вернее его принцип Номер Один: то что вы делаете, имеет значение.
Большую часть своего времени дети проводят с родителями, которые являются для них главным авторитетом. Ваши дети учатся глядя на вас, перенимая ваши привычки. Наукой доказано, что самый надежный способ воспитания и обучения – личный пример. Тяжело объяснять своему ребенку, что курить вредно с сигаретой в зубах. Я своего отца пьяным видел один раз в жизни, поэтому вырос непьющим. Если вы говорите ребенку, что улицу нужно переходить на зеленый свет, то не переходите ее сами на красный.
Чему учить? Давайте по порядку.
Вспомните песенку из советского мультика «Утро начинается с улыбки»? Так вот. Это самая главная «здоровая» привычка в жизни вашего малыша. Просыпаясь, ваш малыш должен видеть мягкую улыбку мамы или других членов семьи. Не стоит орать: «Рота подъем!», или: «Вставай, бездельник, в школу опоздаешь!». Просыпаясь, малыш должен почувствовать нежность и ласковые слова родных людей. Начиная утро с улыбки – вы закладываете основы эмоционального здоровья будущего человека.
Следующая «здоровая» привычка – бодрое утро. Научите своего малыша каждое утро исполнять какой-нибудь танец, или акробатический номер. Можете выполнить вместе с ним пару отжиманий или приседаний в качестве игры. Это заложит в ребенке потребность начинать день с физических упражнений.
Еще одна «здоровая» привычка – чистое утро. Очевидная в наши дни истина – необходимо два раза в день чистить зубы и принимать душ – очевидна не всем. Первые 3-4 года зубы ребенку чистит мама, но этот ритуал становится настолько обыденным и необходимым, что на его основе формируется привычка содержать рот в чистоте.
Наукой установлено, что принципиальных «жаворонков» и «сов» среди людей только 5%, в остальных случаях необходимость рано\поздно вставать – результат привычки или воспитания. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, засыал под утро и просыпался к обеду, формируйте в нем необходимость рано ложиться и рано вставать.
И в завершение, о рациональном питании. Дети копируют пищевые привычки родителей, и сохраняют их довольно долго. Вспомните первый принцип доктора Стейнберга. Если вы говорите ребенку, что овсяная каша по утрам чрезвычайно полезна, будьте любезны завтракать вместе, этой самой кашей, а не ограничивайтесь чашкой кофе и пустыми разговорами о здоровой пище.
Правильные привычки можно сформировать только в семье. На это должны обратить внимание все. Поздно потом перевоспитывать, когда малыш впитал в себя поступки родителей.
Переучиваться никогда не поздно, я так думаю. В любом возрасте нужно быть гибким, как дерево, посаженное у потоков вод. Насчет воспитания детей согласен с Мариной. Иезуиты говорили, что если им дадут на воспитание любого ребенка до 5,6 лет, то они “вылепят” из него все, что посчитают нужным.
ого