Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье так как

Содержимое статьи

Физическая активность для любого возраста

«В движении — жизнь», «в здоровом теле — здоровый дух», «кто спортом занимается, тот силы набирается». Мы постоянно слышим о пользе спорта: об этом говорят и с экранов телевизоров, и в газетах, и даже на приёме у врача. Он действительно не только улучшает нашу физическую форму, но и снижает риск развития многих заболеваний, помогает уменьшить пагубное влияние стресса на организм, способствует лучшему сну и благотворно влияет на наше психическое состояние. Одним словом, спорт — это верный способ помочь нам оставаться здоровыми как можно дольше. Рассказываем, какой физической активностью заниматься в зависимости от вашего возраста.

Новости учреждения

Многочисленные научные исследования утверждают, что человек может прожить долгую и активную жизнь, если правильно распорядится своим здоровьем. Но, к сожалению, в России распространены сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, злокачественные новообразования. Все они приводят к снижению качества жизни и преждевременной смерти. Несмотря на достижения современной медицины, количество таких пациентов не только увеличивается, но и происходит «омоложение» этой категории больных.

Ученые и врачи выявили причины, способствующие преждевременному развитию этих заболеваний. Оказалось, что во многом они связаны с современным образом жизни и наследственностью. Пока мы не можем влиять на генетическую предрасположенность человека, но в наших силах уменьшить влияние тех факторов риска для здоровья, которые мы сами можем контролировать. Самыми доступными из них являются физическая активность и сбалансированное питание. В этой статье мы поговорим о том, на какие критерии физической активности (ФА) нужно ориентироваться, чтобы получить оздоровительный эффект.

Современные научно-обоснованные рекомендации по оптимизации уровня ФА заключаются в следующем:

  1. Для получения существенной пользы для здоровья нужно заниматься умеренной ФА по крайней мере 150 минут в неделю (2 часа 30 минут), или 75 минут (1 час 15 минут) интенсивной аэробной ФА, или эквивалентной комбинацией умеренной и интенсивной ФА.
  2. Продолжительность одного занятия аэробной ФА должна быть не менее 10 минут и предпочтительно равномерно распределена в течение недели.
  3. Для получения более значительной пользы необходимо увеличивать свою аэробную ФА до 300 минут в неделю (5 часов) умеренной ФА, или 150 минут (2 часа 30 минут) в неделю интенсивной ФА, или эквивалентной комбинацией умеренной и интенсивной ФА.
  4. Взрослые также 2 дня в неделю или более должны заниматься умеренной или интенсивной ФА для укрепления мышечной системы, вовлекающей все группы мышц, что обеспечивает дополнительную пользу для здоровья.

Рекомендации по оптимизации физической активности даны четко, но у многих людей все равно возникают вопросы по этой теме. Предлагаю рассмотреть наиболее частые из них.

Частые вопросы о физической активности

1. ФА и система оздоровительных физических нагрузок это одно и то же?

Ответ: Система оздоровительных физических нагрузок, более широкое понятие, чем ФА и включает в себя:

  • общую физическую подготовку, которая необходима для активизации резервов здоровья;
  • регулярные физические нагрузки, тренирующие и поддерживающие оптимальную физическую форму;
  • реабилитационные (для больных людей) тренировки — этап лечения и начальная реабилитация средствами лечебной физкультуры.

Общая физическая подготовка — это минимальный уровень физической активности, который предусматривает ежедневную бытовую нагрузку и зарядку.

Регулярные физические нагрузки, тренирующие и поддерживающие оптимальную физическую форму, будут включать ФА.

Физическая активность — любое движение тела, производимое мышцами, которое приводит к расходу энергии сверх уровня состояния покоя. Общая польза для здоровья может быть получена от занятий ФА на любом уровне. Она пропорциональна интенсивности и длительности занятий. По интенсивности энергетических затрат ФА делят на четыре уровня: полное отсутствие ФА, низкий, умеренный и интенсивный. В основу деления положен расчет расхода затрачиваемой энергии (в килокалориях) на 1 кг массы тела в минуту. Чаще для оценки интенсивности ФА используется понятие «метаболический эквивалент» (МЕТ), который определяется как количество энергии, которое расходуется в покое в сидячем положении (для человека весом 70 кг это составляет примерно 1,2 ккал/мин и соответствует потреблению 3,5 мл/кг кислорода в минуту). Расход энергии менее 1 МЕТ означает полное отсутствие физической активности (например, лежа смотреть телевизор или просто лежать в постели).

Длительность ФА для достижения оздоровительного эффекта пропорциональна ее интенсивности. Так, при занятиях умеренной ФА, что соответствует сжиганию 3,5-7 ккал/мин, рекомендованная продолжительность занятий должна быть 30 мин в день. Это приводит к расходу энергии приблизительно в 150 ккал. При интенсивной ФА сжигается более 7 ккал/мин, соответственно продолжительность занятий ФА для сжигания 150 ккал составляет 22 мин.

Современные рекомендации основываются на том, что польза для здоровья от занятий ФА зависит от общих затрат энергии в неделю. При занятиях умеренной физической активностью расход энергии составляет от 500 до 1000 МЕТ/мин в неделю.

2. Как определить интенсивность ФА (умеренная/интенсивная)?

Ответ: Во время тренировок необходимо определить интенсивность ФА самостоятельно. Существует несколько методик. Остановимся на самых простых.

«Разговорный тест»

Обращаем внимание при его использовании — если во время физической нагрузки:

  • можете свободно говорить — увеличьте интенсивность;
  • говорите коротко, глубоко вдыхая между фразами, — такая нагрузка соответствует вашему функциональному статусу (физическая нагрузка в пределах нормы);
  • в состоянии сказать только 1-2 слова, а потом с трудом можете отдышаться — явное перенапряжение.

«По максимальной частоте сердечных сокращений (МЧСС)»

Определяют следующим образом: МЧСС = 220 минус возраст, затем рассчитывают — при умеренной ФА — пульс должен составлять 50-70% МЧСС, при интенсивной — более 70% МЧСС.

3. Почему продолжительность одного занятия аэробной ФА должна быть не менее 10 минут?

Ответ: Продолжительность одного занятия аэробной ФА должна быть не менее 10 минут, так как существует пороговая доза, минимальная по времени и интенсивности и необходимая для получения эффекта оздоровления.

4. Что такое аэробная нагрузка, и какие виды ФА к ней относятся?

Ответ: Аэробные физические нагрузки представляют собой циклические (ходьба, бег, плавание и др.) и ациклические (танцы, спортивные игры и др.) тренировки в умеренном темпе длительностью не менее 30 минут. Аэробные нагрузки способствуют оптимальному насыщению организма кислородом, что позволяет всем функциональным системам работать эффективно и экономно, а в случаях экстремальных ситуаций мобилизовать резервы здоровья. Выбор типа нагрузки зависит от возраста, состояния здоровья и личных предпочтений. Во время аэробной нагрузки кислород, поступающий в организм, способствует превращению углеводов и жиров в энергию. В первые 20-30 мин. расщепляются углеводы, и только потом наступает очередь жиров, именно поэтому, чтобы уменьшить содержание жира в организме и снизить массу тела, тренировка должна быть длительной. Такие тренировки в сочетании с низкокалорийной диетой способствуют нормализации веса и имеют антисклеротический эффект (улучшается соотношение «плохого» и «хорошего» холестерина).

5. Если человек много двигается в рабочее время или во время выполнения домашних обязанностей, то этого достаточно или нужны дополнительные занятия?

Ответ: Для каждого человека нужно определять индивидуально достаточно ли он двигается в рабочее время или во время выполнения домашних обязанностей, нужны ли ему дополнительные занятия. Выше говорилось, что необходимо тратить в день дополнительные 150 ккал. Их можно израсходовать, если, например, мыть окна или полы в течение 45 минут. А если кто-то считает шаги, он знает — за каждые 10000 шагов организм сжигает в среднем 300 калорий.

Просто нужно помнить, что физическую активность можно условно разделить на две большие группы:

  • двигательная активность на работе;
  • двигательная активность в часы досуга.

Физическая активность в часы досуга более важна с позиции профилактики заболеваний и укрепления здоровья, так как она может быть изменена волей и желанием практически каждого человека.

6. Можно ли тренироваться самостоятельно и, если «да», то какие существуют правила построения занятий?

Ответ: На первую часть вопроса: «Можно ли тренироваться самостоятельно?», — ответ «Да», но прежде чем приступить к занятиям ФА, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы правильно подобрать индивидуальный комплекс физических нагрузок, ознакомиться с методами самоконтроля, техникой безопасности. А вот вторую часть вопроса: «…какие существуют правила построения занятий?», — можно рассмотреть с нескольких позиций.

Три принципа построения тренировок

Основную часть любой оздоровительной физической тренировки составляет аэробная нагрузка. Эффективность аэробных тренировок для восстановления и укрепления здоровья максимальна, если они проводятся регулярно (3-5 раз в неделю). После перерыва в 2 недели потребуется все начать заново.

Начальная мощность нагрузки должна ограничиваться пороговой нагрузкой, которая вызывает увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 50-70% от максимального значения ЧСС (220 минус возраст). Пороговая нагрузка немного превышает уровень привычной двигательной активности в быту и является минимальной величиной тренировочной нагрузки. После того, как регулярные тренировки (3-5 раз в неделю) с пороговой нагрузкой станут привычными, можно приступать к следующему этапу.

Для повышения мощности физической нагрузки до оптимальной, сначала надо увеличивать продолжительность тренировки до тех пор, пока ЧСС не достигнет 70-85% от максимальной ЧСС. Если после 40-60 минут оптимальная ЧСС не достигнута, то можно увеличить ее мощность (скорость выполнения упражнений).

Физические тренировки дают максимальный эффект для здоровья в тех случаях, когда мощность нагрузки адекватна уровню тренированности и состоянию здоровья.

Правила построение тренировочного занятия

Оздоровительная физическая тренировка должна включать упражнения, направленные на гармоничное развитие всех мышечных групп и состоять из разминки, основной нагрузки и заключительной части.

Разминка продолжается 5-7 мин. и включает в себя физическую нагрузку низкой интенсивности (массаж мышц, ходьбу, упражнения на гибкость, вращательные и маховые движения руками и ногами), дыхательные упражнения.Цель разминки — разогреть мышцы и подготовить опорно-двигательный аппарат к основной нагрузке и активизировать работу сердечно-сосудистой и легочной систем.

Основная нагрузка состоит из трех этапов, направленных на развитие:

  • резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем (аэробная нагрузка в течение 30 минут (по возможности надо комбинировать различные виды аэробной нагрузки для более гармоничного развития организма));
  • мышечной силы и выносливости (проводится в течение 10 минут после аэробной фазы на фоне разогретого организма. Силовая тренировка укрепляет мышцы, способствует профилактике травм и остеопороза. Наиболее эффективным способом развития мышечной силы является тренировка с умеренным утяжелением (гантели до 5 кг, эспандеры));
  • гибкости (длится 10 минут и должна включать упражнения на гибкость и растяжение мышц (стретчинг)).

Заключительная часть включает в себя нагрузку низкой интенсивности (упражнения на гибкость, массаж мышц, дыхательные упражнения для снижения сосудистого тонуса и расслабления) продолжительностью 5-7 мин. Переход от основной части к заключительной должен быть плавным, с постепенным снижением ЧСС, чтобы не допустить быстрого падения давления.

Программа тренирующих занятий включает три периода

Вводно-адаптационный — подготовительный (6-8 недель)

Длительность одной тренировки в этом периоде 45-60 минут.

  • адаптация организма к начальному режиму физических нагрузок;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • овладение начальными навыками дыхания при нагрузке, расслабления, самоконтроля.

Основной — тренировочный период (36-40 недель)

Длительность тренировки во втором периоде 45-90 минут.

  • адаптация организма к тренирующим аэробным нагрузкам;
  • дальнейшее повышение функциональных возможностей организма;
  • закрепление усвоенных навыков в выполнении упражнений.

Спортивно-оздоровительный — поддерживающий (без ограничения продолжительности)

Длительность тренировки в этом периоде 45-90 минут.

Задача: поддержание достигнутого уровня физических качеств и функциональных возможностей организма.

Начните управлять своей жизнью и своим здоровьем!
Самое простое и доступное, что вы можете сделать — встать с дивана и вспомнить, что «Движение — это жизнь»!

  1. Бойцов С.А., Ипатов П.В., Калинина А.М., Вергазова Э.К., Ткачева О.Н., Гамбарян М.Г., Еганян Р.А., Медик Я.В., Бабаева С.В., Соловьева С.Б., Старинский В.В., Биличенко Т.Н., Федоров Е.Д. Организация проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации. М. 2015-111 с.
  2. Лобыкина Е.Н., Рузаев Ю.В. Школа здоровья для пациентов с I-II группой здоровья («Школа здоровья для здоровых»): учебно-методическое пособие: ГБОУ ВПО НГИУВ. — Новокузнецк, 2013 — 114 с.
  3. Школа здоровья. Физическая активность и питание: руководство для врачей/под ред. Р.Г. Оганова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 96 с.

Статью подготовила: канд. мед. наук, врач-методист Елена Алексеевна Линок

Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье так как

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Одной из ведущих проблем в здоровье, выявленной у учащихся при профилактических осмотрах, заняла проблема нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений — это нарушения осанки, среди хронических болезней — плоскостопие, сколиоз.

На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке

Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опоройдля скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны — состоянием тонуса мышц. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Ученики, отнесенные к специальной группе, должны занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.

Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

– повышение физической и умственной работоспособности;

– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

– формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции;

– обучение рациональному дыханию;

– освоение основных двигательных умений и навыков;

– воспитание морально-волевых качеств;

– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата

В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения — плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.

В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах — для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий — вытяжение на гимнастической стенке). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.

Комплекс упражнений

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. — стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2–4 секунды и вернитесь в и. п. Повторите 6–10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. — стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в и. п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и. п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8–12 раз.

3) И.п. — лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3–5 секунд, затем вернитесь в и. п.

4) И.п. — стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и. п. Повторить 5–8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.

Заключение

Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т. д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная функция — основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

Полезная и безопасная физкультура для суставов: практические советы

Проблемы с суставами возникают с возрастом, когда связки теряют эластичность, а хрящевая ткань изнашивается. Можно ли избежать этих неприятных явлений? С помощью простой физкультуры, которой вы посвятите всего несколько минут в день, вы подарите своим суставам несколько лишних лет здоровья.

Чем меньше вы двигаетесь, тем быстрее деградируют ваши суставы

Чем меньше вы двигаетесь, тем быстрее деградируют ваши суставы

Чем меньше вы двигаетесь, тем быстрее деградируют ваши суставы

Какую пользу приносит физкультура суставам

Пользу от физической активности сложно недооценить. Если вы регулярно двигаетесь, позвоночник остается активным и питает суставы, важные группы мышц укрепляются, формируется правильный мышечный корсет. Кроме того:

  • активизируется выработка синовиальной жидкости – естественной смазки суставов;
  • рассасываются отеки, которые бывают при воспалениях при артрите;
  • усиливается обращение крови и лимфы, а также окислительные процессы в мышцах.

Во время тренировок в клетках улучшается обмен веществ. Поэтому даже 10-15 минут необременительной гимнастики принесут огромную пользу вашим суставам.

Почему важен индивидуальный подход

Физкультура полезна, но при неправильном подходе она может нанести серьезный вред. Каждый организм особенный, имеет собственные уязвимые места. Значение имеет возраст, сопутствующие болезни, степень натренированности. Если у вас уже есть предпосылки к гонартрозу, коксартрозу или артрозу голеностопного сустава, индивидуальную программу тренировок вам должен разработать спортивный врач.

Перед началом тренировок стоит пройти медосмотр и сделать ЭКГ в состоянии покоя. Врач порекомендует подходящие виды спорта и укажет ограничения.

Можно ли заниматься, если у вас болят суставы

При незначительных болях в суставах физическая нагрузка обязательна. Правильно подобранная гимнастика при артрозе приостановит прогрессирование болезни. Особенно эффективны в таких случаях пилатес, йога и растяжки. Ими можно заниматься дома в любое время.

Если вы периодически ощущаете болезненность в суставах:

  • не выполняйте упражнений, во время которых боль усиливается;
  • наденьте на проблемный сустав бандаж, например наколенник или ортез;
  • будьте особенно внимательны к проблемной зоне и не нагружайте ее;
  • обратитесь как можно быстрее к врачу или физиотерапевту, если боль сохраняется, появилась отечность или покраснение.

При артрозе можно делать гимнастику, которую вам подберет специалист

При артрозе можно делать гимнастику, которую вам подберет специалист

Как часто заниматься

Важно не переусердствовать. Начинайте с 2-3 раз в неделю по 15-30 минут. Чтобы держать пульс под контролем, используйте фитнес-браслет, записывайте показатели тренировки и анализируйте результаты. Обязательно делайте выходные между тренировками, чтобы организм успел восстановиться и смог адаптироваться к новому режиму. Это не касается прогулок и домашней физкультуры – они показаны ежедневно.

Какой должна быть разминка

Чтобы суставы не пострадали во время тренировки, ей должна предшествовать полноценная разминка. Она активизирует кровоснабжение, разогреет мышцы, настроит организм на занятие. Продолжительность разминки – 5-10 минут. Движения должны быть плавными и аккуратными. В комплекс можно включить:

  • вращение запястий;
  • круги головой в обе стороны;
  • движения плечами вверх-вниз;
  • наклоны корпуса;
  • легкое приподнимание ног.

Во время разминки важно не переутомиться

Во время разминки важно не переутомиться

Во время разминки важно не переутомиться

Как правильно тренироваться

Если вам уже показано лечение остеоартроза, во время тренировки избегайте любых резких движений. Прислушивайтесь к своему организму и выполняйте те нагрузки, которые вам по силам. Обязательно посвятите часть упражнений мышцам ног, поскольку если они натренированы, нагрузка на коленный, голеностопный и тазобедренный суставы снижается. Завершающий этап – растяжка, которая ускорит восстановление после тренировки.

Не забывайте пить во время тренировки – суставы нуждаются во влаге

Не забывайте пить во время тренировки – суставы нуждаются во влаге

Какой инвентарь и одежду выбрать для тренировки

Тренироваться нужно в проветренном помещении, на нескользком полу или специальном коврике. Это защитит вас от падения и травм. Для занятий понадобится инвентарь, например эспандер, разборные гантели, фитбол, валик-массажер. С ним упражнения будут не только более интересными, но и более эффективными.

Занимайтесь в комфортной одежде из чистой «дышащей» ткани. Никогда не тренируйтесь в шлепанцах или домашних тапочках. Подошва кроссовок или кед должна быть гибкой и иметь амортизационные свойства. Предпочитаете упражнения на растяжку? Остановитесь на чешках с нескользкой подошвой.

Если вы испытываете затруднения при движениях коленных суставов, выполняйте 2 раза в день, например, такую гимнастику:

8 базовых упражнений для суставов, которые подходят всем

  1. Исходное положение – сидя на стуле с прямой спиной. Поочередно тяните пальцы стоп вверх и фиксируйте это положение. Количество повторений – 10-15 раз. Выполните 3 цикла с коротким перерывом.
  2. Исходное положение – лежа на полу. Согните бедра и колени, приложите стопы к стене так, чтобы икры были параллельно полу. Руки и плечи прижмите к полу. Задержитесь в таком положении на несколько секунд, расслабьтесь. Повторите 5-10 раз.
  3. Лягте на коврик и вытяните руки вдоль тела. Поднимите одну ногу и выполните вращение ею так, будто едете на велосипеде. Выполните такие движения по 10 раз для каждой ноги.
  4. Лягте на живот на коврик. Поднимите одновременно правую ногу и левую руку, зафиксируйтесь на несколько секунд. Повторите симметрично для второй руки и ноги. Количество повторов – 10-15.
  5. Исходное положение – стоя с ногами на ширине плеч и слегка согнутыми коленями. Можете держаться за спинку стула. Отодвиньте ногу в сторону так, чтобы бедра оставались в начальном положении. Поднимите ногу 15 раз. Выполните для второй ноги.
  6. Встаньте и согните слегка колени. Округлите спину, положите руку на бедро с той же стороны. Другую руку расслабьте и покачайте взад-вперед 15 раз как маятник. Повторите для второй руки.
  7. Встаньте в полуметре от стены. Согните верхнюю часть тела и прислонитесь к стене руками на высоте плеч так, чтобы спина была прямой. Выполните мягкие отжимания от стены 10-15 раз. Сделайте перерыв и повторите.
  8. Отставьте в сторону большой палец и согните пальцы кисти в кулак. Повторите 10 раз, встряхните руку и сделайте еще один цикл. Это хорошая профилактика артроза кисти, особенно для тех, кто работает за компьютером.

Есть и другие нехитрые упражнения, которые помогут вам сохранить суставы здоровыми. Главное – начать!

Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье так как

Лечебная физкультура (ЛФК) – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании методически разработанных и специально подобранных физических упражнений. При их назначении врачи учитывают характер заболевания, его особенности, стадию и степень патологического процесса в органах и системах.

Лечебную физкультуру в Юсуповской больнице назначает лечащий врач, а методику занятий определяет специалист по ЛФК. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебной и гигиенической гимнастики, ходьбы, спортивных развлечений, подвижных игр. В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально составляют комплекс ЛФК для каждого пациента. Занятия проводят индивидуально, применяют инновационные методики лечебной физкультуры.

ЛФК

Что такое ЛФК в медицине

История ЛФК начинается с древнего Китая, где методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 веках, зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, закаливанием и водолечением. В настоящий момент ЛФК успешно совмещается с медикаментозным лечением, хирургическими вмешательствами, методами физиотерапии, массажем. Лечебная физкультура и спортивная медицина неразрывно связаны между собой, так как спортсменам необходимо быстро и эффективно восстановиться после полученных травм.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго определённые применительно к каждому пациенту. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, которая направлена на устранение нарушенных функций в определённых органах и системах.

Комплексы упражнений лечебной физкультурой способствуют увеличению подвижности суставов, уменьшают последствия растяжения мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически изменённых тканях. С помощью ЛФК (фото есть в интернете) пациент может укрепить здоровье, сбросить вес, восстановить нарушенные функции. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование заболевания, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии.

Лечебная физкультура – это самостоятельная научная дисциплина. В медицине ЛФК – это метод лечения, который использует средства физической культуры для профилактики, лечения, восстановления нарушенных функций и поддерживающей терапии. В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся двигательные навыки, восстанавливаются утраченные и развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем. Это в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим положительным сдвигам в состоянии организма человека.

Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК, которые проводят специалисты Юсуповской больницы, соответствует функциональным возможностям пациента. При выполнении физических упражнений повышается функциональная активность внутренних органов. Это связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных регуляторов обмена веществ, действием гормонов желез внутренней секреции, тканевых гормонов, других биологически активных веществ. Под воздействием ЛФК повышается подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность зрительного, двигательного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.

Формы, методы, задачи и средства ЛФК

К основным формам ЛФК относится:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • занятие лечебной гимнастикой;
  • дозированные восхождения (терренкур);
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • ближний туризм.

Лечебная физкультура на дому (гигиеническая гимнастика) проводится в утренние часы. Она является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Физические упражнения, которые применяются в гигиенической гимнастике, должны быть нетрудными. Реабилитологи Юсуповской гимнастики не включают в гимнастический комплекс статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, которые воздействуют на различные группы мышц и внутренние органы.

Разрабатывая комплекс упражнений, реабилитологи учитывают перенесенное заболевание, состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки пациента. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений не более 10-30 минут. Комплекс состоит из общеразвивающих упражнений для отдельных мышечных групп, дыхательных, упражнений для туловища, мышц брюшного пресса, на расслабление. Все гимнастические упражнения пациенты должны выполнять свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлекать в работу сначала мелкие мышцы, а затем более крупных мышечных групп.

Основной формой проведения ЛФК является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из трёх разделов:

  • вводного;
  • основного;
  • заключительного.

В ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении плана занятия реабилитологи соблюдают принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживают оптимальную физиологическую кривую нагрузки. При подборе и проведении упражнений чередуют мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.

ЛФК выполняет несколько задач. Лечебная задача определяется как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения методами лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития травмы или заболевания. Так, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущей лечебной задачей является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов.

В комплексной терапии могут фигурировать следующие задачи:

  • нормализация вегетативных нарушений;
  • восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков;
  • восстановление нормальной структуры движения после травмы или реконструктивных операций.

Подбор средств ЛФК проводится в соответствии с лечебными задачами. Специальные задачи характерны только для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями реактивности, защитных сил организма, роста и развития пациента, эмоциональной сферы. Они характерны для многих заболеваний.

Для решения специальных задач реабилитологи Юсуповской больницы выбирают средства ЛФК с учётом механизмов трофического и компенсаторного действия. Избирательный массаж оказывает избирательное действие на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации, а специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения.

Основные правила ЛФК следующие:

  • повторность, регулярность и длительность воздействия, которые необходимы для укрепления двигательного навыка;
  • постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения;
  • всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц;
  • доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями пациента.

Для усиления тренирующего действия упражнений в клинике реабилитации Юсуповской больницы специалисты ЛФК используют компьютеризированные и механические тренажёры ведущих мировых производителей. Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют аппараты Экзарта, вертикализаторы, подвесные системы для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат, действующие аналогично бассейну.

ЛФК для позвоночника

Чаще всего встречаются следующие искривления позвоночника:

  • сколиоз (в сторону);
  • кифоз (назад);
  • лордоз (кпереди).

Наиболее приемлемыми формами ЛФК при искривлении позвоночника является лечебная гимнастика и занятия в воде. Гимнастические упражнения применяют в исходном положении «лежа», «стоя на четвереньках». Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота. Для исправления дефекта используют специальные корригирующие упражнения двух типов – симметричные и асимметричные. Для увеличения подвижности позвоночника используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.

Комплекс ЛФК при протрузии поясничного отдела позвоночника включает в себя следующие упражнения:

  • ходьба «на четвереньках»;
  • «лодочка» (лёжа на животе нужно тянуться прямыми руками и ногами вверх, побыть од 1 минуты в напряжённом состоянии и вернуться в исходное положение);
  • «ленивый» пресс – лёжа на спине с прямыми ногами, максимально напрячь пресс на несколько секунд, а затем расслабить.

Лечебная физкультура для поясничного отдела позвоночника выполняется ежедневно, с возрастающими нагрузками. Методика ЛФК при травмах позвоночника делится на четыре этапа. В течение первых десяти дней после травмы ЛФК способствует поднятию общего тонуса, улучшению работы пищеварительной и кровеносной системы, выносливости организма. На втором этапе лечения решаются следующие задачи:

  • нормализация работы внутренних органов;
  • стимулирование процессов регенерации;
  • укрепление мышц;
  • улучшение кровотока.

Основными задачами, решаемыми на третьем этапе лечения, являются укрепление и развитие мышц тазового дна, туловища и конечностей, улучшение мобильности позвоночника и координации движений. Четвёртый этап направлен на повышение мобильности позвоночного столба, дальнейшее развитие и укрепление мышц, восстановление правильного навыка ходьбы и здоровой осанки.

ЛФК в травматологии

Реабилитологи выбирают методики ЛФК при травмах в зависимости от периода заболевания. Задачами первого периода, соответствующего острой травме, является нормализация психоэмоционального состояния пациента, улучшение обмена веществ, деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выделительных органов. Во втором периоде применяются следующие формы ЛФК: утренняя гимнастика, пешие прогулки, дозированные бег и ходьба, плавание. Третий период проходит в реабилитационном центре или в санатории. Задачами ЛФК этого периода являются:

  • окончательное восстановление функций;
  • адаптация организма к бытовым и производственным нагрузкам;
  • формирование компенсаций, новых двигательных навыков.

В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально подходят к выбору средств и методик ЛФК при спинальной травме, после операции на коленном суставе, при гипертонии, после инсульта и других заболеваний. Для того чтобы пройти курс реабилитации с использованием новейших методик звоните по телефону Юсуповской больницы.