Вредные привычки и их влияние на здоровье обж 8 класс

Содержимое статьи

Урок по ОБЖ на тему Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье человека (8 класс)

Слайд 8

Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс “Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек”.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Данный материал ориентирован на учебник ОБЖ 8 класс Смиров А.Т.

Скачать:

Вложение Размер
vrednye_privychki.docx 45.21 КБ
vrednye_privyki.pptx 305.04 КБ
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема : Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек

Цель урока : Сформировать у учащихся негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков; убедить их в том, что так называемые вредные привычки — это не привычки, а наркотические зависимости, т. е. практически неизлечимые заболевания и убеждение в том, что профилактика наркозависимости должна начинаться с профилактики первой пробы наркотика.

  • сформировать убеждение в том, что индивидуальная система безопасного и здорового образа жизни исключает табакокурение и употребление психоактивных веществ;
  • организовать постоянную работу по самосовершенствованию, чтобы никогда не попадать в зависимость от психоактивных веществ.
  • сформировать убеждение в том, что профилактику вредных привычек нужно начинать с профилактики первой пробы;
  • организовать постоянную работу по самосовершенствованию, чтобы никогда не попадать в зависимость от психоактивных веществ.
  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
  • Вдвигать предположения и доказывать их
  • Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника
  • Определять способы действий при получении сигнала о радиационной аварии в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися ситуациями
  • Осваивать приемы действий при возникновении аврий на гидротехнических сооружениях
  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, включая решительный отказ от вредных привычек.

. Оборудование: учебник ОБЖ8 кл. Смирнов А.Т., презентация,.

2. Проверка отсутствующих на уроке.

Ребята, вы любите жизнь?

Как вы понимаете, что это такое?

это богатство данное изначально и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага

Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.

Народ славит здоровье в пословицах, назовите их.

  • Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.
  • Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.
  • Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.

В чем смысл пословицы «Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится»

Здоровье – наш бесценный дар,

Который дан от Бога.

И всё готовы мы отдать

Лишь только б быть здоровым.

Но так бывает не всегда …

Актуализация изучаемого предмета

– От каких факторов зависит здоровье человека?

образа жизни человека

– От какого из перечисленных факторов больше всего зависит здоровье человека и почему?

– от образа жизни

Дайте вспомним определение «Здоровья», так как это записано в уставе ВОЗ

Здоровье – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней

– Что такое благополучие?

из словаря Ожегова: Благополучие – состояние полного счастья, спокойное и счастливое состояние

Поразмышляйте над словами счастливая жизнь и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это…».

– Свои представления о счастливой жизни давайте представим в виде дерева жизни, которое вы видите на доске. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я должен».

– А что человек может?

понимать других, любить, быть честным т.д

соблюдать законы, жить, любить и.т.д

Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – составляющими здорового образа жизни.

В раздаточном материале «Дерево жизни» и запишите составляющие ЗОЖ.

Оптимальная двигательная активность Психоэмоциональная устойчивость Рациональное питание

Отказ от вредных привычек

Соблюдение режима дня

Сохранение окружающей среды

открытие новых знаний .

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из составляющих здорового образа жизни. Что бы определить тему урока я предлагаю вам послушать притчу.

Когда- то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, о чём эта притча?

отвечают на поставленный вопрос, отказ от вредных привычек

Действительно, одной из составляющих ЗОЖ является отказ от вредных привычек.

Запишите тему урока: Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек

записывают тему урока

– что такое привычка?

это поведение, склонность к чему-либо, ставшие для человека обыденными, постоянными в его жизни.

– какие привычки называют вредными?

Вредная привычка – это многократно повторяющееся действие, вызывающее у человека зависимость от совершаемого действия, приводящая к негативным последствиям, касающимся здоровья человека

С раннего детства с вами говорили о вредных привычках.

– давайте вспомним, какие это вредные привычки?

курение, алкоголизм и наркомания.)

– На сегодняшнем уроке мы будем вести разговор о вредных привычках.

У меня в руках подарочная коробка. В ней лежит некий предмет. Вам интересно узнать, что это за предмет?

к доске выходит учащийся

Но, прежде чем ты заглянешь в эту коробочку, я хочу тебя предупредить. Что эта вещь очень вредная, опасная, нельзя открывать… Ты всё равно хочешь увидеть, что там?

Ученик достаёт яблоко.

– Скажи, такие предупреждения как опасно, вредно, нельзя без разъяснения сути убедили тебя не заглядывать в эту коробочку?

Какое чувство заставило тебя в неё заглянуть?

– По своей природе человек – натура сознательная и целеустремленная. Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию.

– и одним из таких необдуманных действий является табакокурение.

Табак стал неотъемлемой частью культуры человечества, сделав его своими рабами.

Употребление табака – это не столько вредная привычка, сколько серьезная физиологическая и психологическая зависимость.

Зависимость вызывает никотин – один из компонентов табачного дыма. Он попадает в мозг примерно через 10–15 секунд после первой затяжки, что по скорости сопоставимо с вводимыми внутривенно наркотиками.

табачные компании тайно увеличивают содержание никотина в сигаретах. Были изучены 116 марок. Выяснилось, что в 92 из них превышено содержание никотина.

: Курение ежегодно уносит жизни около 5 миллионов человек, что составляет 12 процентов всех смертей на планете.

Что же касается России, то наша страна является сегодня одной из самых курящих стран мира. Она занимает четвертое место после Китая, Японии и Америки. Частично вследствие повышенного потребления табачных изделий средняя продолжительности жизни российских мужчин упала с 64 лет в 1989 году до 59 лет в 2008 году – то есть, многие не доживают даже до пенсионного возраста.

давайте узнаем, откуда к нам пришел табак.

Сообщение ученика на тему: История возникновения табакокурения.

расскажите, как влияет табак на здоровье человека.

  • Легочная система
  • Органы пищеварения
  • Сердечно-сосудистая система
  • Образование раковых опухолей

Мифы или реальность о курении учитель предлагает опровергнуть мифы о курении.

Большая часть человечества не курит. В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас цивилизованное общество культивирует спортивный стиль

большинство курильщиков безуспешно стараются бросить курить

  1. Курение – относительно безвредное занятие

курение главный фактор заболевания лёгких и сердечно- сосудистой системы. 90 % больных раком – курили

  1. Курение опасно только для того кто курит.

курение в большей степени опасно для тех кто не курит, но находится рядом и вдыхает дым

Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков и алкогольным поражением внутренних органов.

. Особенно опасно пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей и подростков. Пристрастие к алкоголю перерастает в зависимость. Алкоголь действует разрушающе на организм, он содержит винный спирт – этанол, очень быстро всасывающийся организмом. Через две минуты после употребления этот спирт попадает в кровь. Попадая в организм, алкоголь отрицательно влияет на разные системы организма, вызывая различные нарушения деятельности системы. Пристрастие человека к алкоголю вызывает заболевание – алкоголизм. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.

Давайте заслушаем сообщение на тему: «История возникновения алкоголя».

– как влияет алкоголь на здоровье человека

Хронический гастрит желудка Развивается цирроз печени ( разрушение печени) Воздействует на головной мозг Ускоряет биологического старения

Мифы и реальность об алкоголе учитель предлагает опровергнуть мифы.

Миф и реальность

  1. Алкоголь стимулирует, придаёт силы

алкоголь угнетает ЦНС, затормаживает нормальную реакцию организма

напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными.

алкоголь не переваривается в желудке как пища, а попадает сразу в кровь

алкоголь нарушает нормальную систему головного мозга

Упражнения для шейного отдела позвоночника выполняются сидя

Каждое упражнение выполнять 4-5 раз.

  • Наклоны головы вперёд-назад.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Поворот головы вправо-влево.
  • Круговые движения головой в одну и другую сторону.

Дети разминаются, гимнастика для глаз и т.д.

– О какой еще вредной привычке мы еще не говорили на сегодня на уроке?

Наркотики – это болезнь цивилизации. На протяжении всей своей истории человечество преодолевало бесконечное число стихийных бедствий, кровавых войн, ужасных эпидемий. Но войны начинаются и заканчиваются, наводнения, ураганы и эпидемии, собрав свою страшную жатву, покидают опустошенные селения. Все бедствия, выпавшие на долю человечества, имели свое начало и свой конец, в то время как история страсти к одурманивающим средствам с каменного века до наших дней не прерывалась ни на день. В мировом масштабе число жертв этого порока, разрушающего судьбы и здоровье населения нашей планеты, больше, чем от всех известных войн и катастроф.
Ежегодно, от наркотиков умирает примерно 70 000 людей. Средний срок жизни наркомана – около семи лет,

Несмотря на самые современные средства борьбы с наркоманией, число добровольных рабов дурмана, желающих оказаться в искусственном раю, угрожающе растет.

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова наркотики, наркоман, наркомания?
  • Что такое: наркотики, наркоманы, наркомания?

Наркотики – это запрещенные психоактивные вещества растительного или синтетического происхождения, которые оказывают воздействие на нервную систему и весь организм человека, это возбудитель болезни.

Наркоманы – это люди употребляющие наркотики, тяжелобольные, у которых трансформируются все стороны личности: психоэмоциональная, духовная, нравственная.

Наркомания – это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в алой дозе эйфорию, а в больших дозах одурманивание и наркотический сон.

Чтобы втянуть подростка к употреблению наркотиков, так как привыкание наступает с первой дозы

  • Назовите причины употребления наркотиков подростками?
  • Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых,.
  • Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».
  • Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом.
  • Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!
  • Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.

Ложная романтика и подражание «избранным» сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства. – Нет, мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Поэтому должны запомнить прописные истины

зачитывают с учебника стр. 205

Наркомания – это заболевание, зачастую неизлечимое

Привыкание к наркотику наступает после первой дозы

Человек, предлагающий наркотики – враг

Борьба с наркотиками ведется во всем мире. В нашей стране принят ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществ». Давайте ознакомимся со статьями УК РФ, определяющие наказание за действия, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Работа с учебником, учащиеся зачитывают статьи. Стр. 204

Каковы последствия наркомании?

  • Проблемы со здоровьем
  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).
  • Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
  • Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
  • Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
  • Конфликты с друзьями.
  • Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомани

Чтобы избежать этого, необходимо помнить, что совсем необязательно выполнять требования товарища или группы товарищей. Для тех, кто твердо решил не попадать в зависимость от наркотиков, а хочет следовать в жизни правилам здорового образа жизни, нужно следовать Правилам четырех «Нет!» наркотикам.

Работа с учебником. Стр. 206.Учащиеся зачитывают правила.

закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, что такое профилактика?

Знания о вреде курения, алкоголя, наркотиков на организм человека это профилактика вредных привычек?

Знание о неотвратимости наказания за нарушение закона – это профилактика?

Умение распознавать добро и зло, умение сопротивляться соблазнам – это профилактика?

«Предупреждён – значит вооружён» – так гласит народная мудрость.

Сегодня на уроке я предупредила вас о вреде вредных привычек.

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой.

Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:

  • Поступать по совести.
  • Развивать свои творческие возможности.
  • Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

Благодаря этому вы найдете себе хороших друзей, что и будет вашим крепким основанием и лучшей защитой от одиночества, наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить вашу жизнь.

Пусть это будет выбором вашего жизненного пути!

Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке.

Просит высказать своё мнение об уроке, предлагая вопросы:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…

Учитель определяет и комментирует домашнее задание.

  • Параграф 8.7-8.8
  • Создать листовки «Мы за ЗОЖ»

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Урок ОБЖ 8 класс.

«Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится»

«Здоровье – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней». Всемирная организация здравоохранения .

Задание: поразмышляйте над словами счастливая жизнь и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это…».

Т ема урока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Курение – одна из вреднейших привычек

Миф или реальность о курении . Курят почти ВСЕ 2. Бросить курить легко 3. Курение – относительно безвредное занятие 4. Курение опасно только для того кто курит.

Мифы и реальность об алкоголе 1.Алкоголь стимулирует, придаёт силы 2. Выпившие люди дружелюбны и общительны 3. Алкоголь – пищевой продукт 4. Алкоголь может «прочистить мозги»

Наркотики – это болезнь цивилизации.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществ »

Четыре правила «Нет!» наркотикам Правило первое Нет! любым наркотическим средствам Правило второе Нет! безделью и скуке Правило третье Нет! компании, в которой употребляют наркотики Правило четвёртое Нет! стеснительности и неустойчивости, когда предлагают наркотик

Закончите предложения сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу…

Домашнее задание: Прочитать параграф 8.6-8.8, Создать листовку «Мы за здоровый образ жизни!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека.

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : “Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.” На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : “Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.” На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн.

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо.

Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Данная презентация подготовлена для уроков проводимых в 10 классе. Раздел-Здоровый образ жизни. Тема: “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”.

Урок по ОБЖ на тему “Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье человека” (8 класс).

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества. Папуасы Новой Гвинеи, еще не знавшие огня, уже имели свои способы получения алкоголя. Многие древние племена использовали его в своих многочисленных обрядах.

Один из самых древних напитков – пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э.

Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем возгонки вина.

Мнение о том, что пьянство – исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя, но никак не на продажу.

Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка.

А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 41 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Тема урока: Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

– Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
– Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
– Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
– Пропаганда здорового образа жизни;
– Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Задачи урока:

Для учителя: создать условия для осмысления обучающимися проблемы, связанной с наркотической запрограмированностью; формировать у обучающихся убеждение о вреде курения ,алкоголизма, наркомании

Для обучающихся: формировать представление о влиянии вредных привычек на организм человека, его здоровье, здоровый образ жизни. Расширить представление о вредных последствиях курения, алкоголизма, наркомании

Развивающие: развивать у обучающихся интерес к предмету, речь, любознательность, мышление, способность к сравнению и анализу, поиску ответов на возникшие вопросы.

Воспитательные: воспитывать стремление к сотрудничеству, воспитывать доброжелательность и взаимопомощь, умение общаться, приходить к единому мнению.

Оборудование и дидактический материал:

компьютер, проектор, презентация, опросные листы, доска, экран.

Орг .момент:

Учитель: Добрый день друзья ! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. У каждого на парте должны лежать: ручка, учебник, тетрадь, опросный лист.

Дежурный называет отсутствующих на уроке и причину отсутствия.

Проверка домашнего задания:

Ученики берут опросные листы, которые находятся на каждом столе, отвечают на 5 тестовых вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. По окончании опроса, ученики самостоятельно себя оценивают. Критерии оценок указываются на доске.

Изучение нового материала:

Вредная привычка – это многократно повторяющееся действие, вызывающее у человека психологическую, физиологическую или эмоциональную зависимость от совершаемого действия, приводящая к негативным последствиям, касающимся здоровья человека.

В настоящее время вредные привычки включают в себя:

Курение – вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.

Доклад ученика на тему: История возникновения табакокурения.

Теперь посмотрим на следующий слайд и познакомимся с составом табачного дыма.

Табачный дым содержит: Цианистый водород, синильную кислоту, ацетон, аммиак, никотин, угарный газ и ряд веществ, способных вызвать возникновение раковых опухолей.

На следующем слайде вы можете познакомиться с составом сигареты.

Это такие вещества как: Уксусная кислота, Бутан, Никотин, Метан, Мышьяк, Стеариновая кислота, Толуол, Угарный газ, Метанол, Аммиак, Кадмий и Гексамин.

Далее рассмотрим такой процесс как «пассивное курение» — вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми в закрытом помещении.

Пассивное курение вреднее активного. Это связано с тем, что пассивный курильщик вдыхает дым, который не был пропущен через фильтр. В итоге все вредные для здоровья вещества остались в составе дыма.

Пассивное курение, так же, как и обычное становится причиной раковых заболеваний верхних дыхательных путей и вызывает бесплодие.

• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Наклоны головы влево и вправо.

Наклоны туловища в 4 стороны.

Доклад ученика на тему: «История возникновения алкоголя».

Пристрастие человека к алкоголю вызывает заболевание – алкоголизм. В наше время с развитием технологий получения дешевых крепких напитков массово формируются алкогольные привычки. Особенно опасно пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей и подростков. Пристрастие к алкоголю перерастает в зависимость. Алкоголь действует разрушающе на организм, он содержит винный спирт – этанол, очень быстро всасывающийся организмом. Через две минуты после употребления этот спирт попадает в кровь. Попадая в организм, алкоголь отрицательно влияет на разные системы организма, вызывая различные нарушения деятельности системы.

Принято считать, что у алкоголизма существуют 4 стадии. Сейчас мы с вами их рассмотрим.

«Продром» считается «нулевой» стадией алкоголизма — на этом этапе ещё нет болезни, но присутствует «бытовое пьянство». Человек употребляет спиртные напитки «по ситуации», как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или до иных тяжёлых последствий. Пока стадия «продрома» не перешла в алкоголизм, человек сможет без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время. При продроме человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка или не будет. Выпив в компании, человек, как правило, не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно. Однако при ежедневном пьянстве, как правило, стадия продрома закономерно переходит в первую стадию алкоголизма через 6—12 месяцев.

На первой стадии алкоголизма больной часто испытывает труднопреодолимое желание употребить алкоголь. При невозможности употребления спиртного чувство влечения на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого резко падает. На этой стадии заболевания состояние опьянения нередко сопровождается чрезмерной раздражительностью, агрессивностью и даже случаями потери памяти в состоянии опьянения. У алкоголика пропадает критическое отношение к пьянству и появляется тенденция оправдать каждый случай потребления алкоголя. Первая стадия алкоголизма постепенно переходит во вторую, в редких случаях вторая стадия минуется, переходя сразу в третью.

На второй стадии алкоголизма значительно возрастает выносливость (толерантность) к спиртному. Отмечается абстинентный синдром. Влечение к спиртному становится более сильным, а самоконтроль слабеет. После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. В пьяном состоянии он, как правило, ведёт себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих. Возникает алкогольный психоз, у человека появляются галлюцинации.

На третьей стадии алкоголизма выносливость к алкоголю падает, а потребление алкоголя становится практически ежедневным. Наблюдается значительная деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Нарушения со стороны внутренних органов нарастают и становятся необратимыми (алкогольный гепатит, алкогольная энцефалопатия и др.). Также возникают необратимые изменения в нервной системе, приводящие к парезам и параличам, к состояниям, когда галлюцинации длятся длительное время (синдром Кандинского-Клерамбо).

Алкогольное опьянение — патологическое состояние возникающее в следствии воздействия этанола на центральную нервную систему. Общее действие алкоголя характеризуется угнетением функции центральной нервной системы (ЦНС), а возникающие на начальных этапах эйфория и возбуждение являются признаками ослабления тормозных механизмов ЦНС.

— хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.

Характерные черты: основным признаком наркомании является возникновение абстинентного синдрома, как следствия наличия физической зависимости от конкретного вещества.

Зависимость: разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Борьба с наркоманией ведётся, в первую очередь, на законодательном уровне: практически во всех странах предусмотрены жёсткие уголовные санкции за производство, перевозку и распространение ряда наркотических средств. Огромное значение имеет широкая пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков.

Лечение тяжёлых форм наркомании (например, пристрастия к героину) в большинстве случаев не приводит к успеху. Применяемые в специализированных клиниках методики действенны лишь в случае активной позиции самого больного. Но и в таких случаях после выздоровления нередки рецидивы. Только объединение усилий психологии, медицины, социологии дают хорошие результаты в лечении наркомании. Программа выздоровления от наркомании направлена на помощь людям в физической, психологической, духовной и социальной сферах. Обязательным условием в психотерапии наркомании является работа с корнями зависимости.

На след. Слайде мы рассмотрим последствия наркомании. Они делятся на три группы: физические (заболевания сердечно-сосудистой системы, гепатиты и цирроз печени, СПИД, травмы, психозы, эпилепсия, передозировка, самоубийства) , социальные ( изменяются взаимоотношения с обществом, теряется смысл жизни, появляются серьёзные осложнения в социальной сфере) и психические (депрессии, чувство вины, бессилия, безысходности, обиды и негодования).

На след. Слайде мы можем понаблюдать, как выглядели лица людей, до и после приёма наркотиков.

Токсикомания.

Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.

Закрепление материала:

Итак ребята, давайте ещё раз рассмотрим:

К каким последствиям приводит употребление наркотических веществ:

Какие заболевания могут являться следствием курения?

Может ли систематическое употребление алкоголя вредить здоровью человека?

Что такое «пассивное» курение?

Начав регулярно выпивать, курить или принимать наркотики, человек начинает хуже и болезненнее выглядеть и очень плохо себя чувствовать. Когда человек теряет контроль над состоянием своего здоровья, незаметно уйдет контроль над разумом. И однажды он обнаружит, что не он теперь хозяин, а алкоголь или наркотик. Поэтому, если кто-то предлагает тебе, здоровому, сильному и мыслящему человеку, попробовать водку, наркотики или сигарету, вспомни наш сегодняшний урок!

Выставление и комментирование оценок и запись домашнего задания:

Учитель: выставляет оценки за работу на уроке, с комментариями, называет домашнее задание.

Ученики: выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание.

– А теперь, поднимите пожалуйста руки те, кто на на нашем уроке узнал что-то новое для себя.

7.7. Профилактика вредных привычек

Раскрывая вопросы по профилактике вредных привычек, необходимо прежде всего еще раз подчеркнуть, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, — разновидность наркомании, а наркомания — заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Заболевание это, по мнению специалистов, практически неизлечимо, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым.

Поэтому разговор пойдет о профилактике не вредных привычек и наркомании, а первого употребления наркотика и приобщения к употреблению наркотиков.

В настоящее время масштабы и темпы распространения наркомании в нашей стране таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье наших граждан, стабильность общества, затрагивая, по существу, вопросы национальной безопасности России.

В настоящее время более 65 регионов страны считаются зоной повышенной наркотической опасности. По данным официальной статистики, на территории страны сформировался достаточно мощный нелегальный наркобизнес. И в настоящее время происходит перестройка наркорынка. Высококонцентрированные и дорогостоящие наркотики (кокаин, героин, синтетические наркотики) вытесняют традиционные для России (маковую соломку и марихуану). Возрастает прибыль незаконного оборота наркотиков, что создает благоприятные условия для расширения сферы влияния международного наркобизнеса на территории Российской Федерации.

Борьба с наркотиками ведется во всем мире. В нашей стране в 1998 г. был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача.

Из российского законодательства

В Уголовном кодексе Российской Федерации имеются статьи, определяющие наказание за действия, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В статье 228 определено, что незаконное приобретение, изготовление или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов в крупном размере наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, в особо крупном размере — от 3 до 10 лет.

В статье 230 указано, что склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет (ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора), либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

В статье 231 определено, что незаконное культивирование растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, наказывается штрафом в размере от 500 до 700 максимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Но пока дело по борьбе с наркотиками обстоит так: врачи лечат наркоманов, милиция ловит торговцев наркотиками, учителя учат, как избежать наркомании, а она по-прежнему расползается как масляное пятно, охватывая все большие слои детей и молодежи.

Это происходит потому, что наше общество в целом и каждый человек в отдельности не осознали в полной мере всю глубину последствий наркомании. Не осознали, что наркомания в любом ее проявлении ведет к деградации личности и ранней смерти. Не осознали, что жизнь и наркомания — несовместимые понятия. Выбор один: либо жизнь — либо наркотики.

Наркобизнес приносит громадные прибыли торговцам наркотиками, они заинтересованы в вовлечении все большего количества людей, особенно подростков и молодежи, в ряды наркоманов, так как это потенциальные покупатели наркотиков. Торговцев наркотиками не интересует ни национальная безопасность России, ни стабильность нашего общества, ни состояние здоровья отдельно взятого человека. Их интересует прибыль от торговли наркотиками. Профилактика наркомании стала одной из главных задач национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Это должен знать каждый

Для того чтобы противостоять наркомании, все наше общество, и особенно молодое поколение и в первую очередь подростки, очень глубоко и однозначно должны уяснить ряд истин, без осознания которых большинство мер по профилактике наркомании становится малоэффективным.

Первая истина: наркомания (курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ) — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.

Вторая истина: наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.

Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании — это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.

В России среди потребителей наркотиков преобладает молодежь. Темпы роста в этой среде самые высокие.

Опыт показывает, что в подростковом возрасте изначально желание принять наркотик возникает только в компании сверстников. Наркоторговцы широко используют это, они выработали своеобразную тактику затягивания подростков в наркотические сети. В школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель попадает в зависимость от наркотика и, следовательно, наркоторговца.

Почти бесплатное распространение наркотиков теперь повсеместно применяется на молодежных вечерах, концертах популярных артистов, дискотеках для вовлечения подростков в наркотическую зависимость.

Почему наиболее часто наркотики предлагаются на дискотеках? В царящей атмосфере веселья чувства почти притупляются. Наркоторговцы пользуются психологическим состоянием новичка — ему и в голову не придет мысль, что в этой обстановке может случиться беда. Вот им и предлагается первый в их жизни наркотик задешево или бесплатно.

Таким образом, профилактика наркомании — это профилактика первого употребления наркотического вещества в любой обстановке и кем бы оно не было предложено.

Вспомним четыре правила «Нет!» наркотикам.

Правило первое. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании.

Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну: «Я только попробую. Это не страшно и не опасно». Запомните: это очень опасно, это начало приобщения к наркотикам. Если в компании знакомые ребята ведут разговор о приятном состоянии, возникающем после употребления наркотиков, и утверждают, что это безвредно, если вам внушают, что они помогают преодолеть жизненные трудности, ни в коем случае не поддавайтесь соблазну.

У вас должна быть сформирована твердая установка: «Всегда только „Нет!” любым наркотикам. Только „Нет!”» — это ваша надежная защита.

Правило второе. Постоянно формируйте у себя привычку в получении удовольствий при выполнении повседневной полезной деятельности.

Хорошая учеба, успехи в спорте, участие в совместной с родителями работе по выполнению определенных домашних работ, работа на дачном участке, посещение спортивных секций, занятия в кружках технического творчества и т. д. Все это нужно вам для подготовки к благополучной взрослой жизни, а успехи в учебе, спорте, домашней работе приносят постоянное удовольствие и способствуют вашему духовному и физическому развитию.

Подростки на дискотеке

Подростки на дискотеке

Значит, необходимо твердо сказать «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению. Чтобы этого достичь, режим вашего дня должен быть заполнен полезными мероприятиями, а вы должны постоянно стремиться выполнять их все до конца и хорошо. Такая ежедневная установка поможет вам сформировать силу воли, воспитать уверенность в своих силах и ответственное отношение к любому делу, которое вы взялись сделать.

Итак, «Нет!» безделью. «Нет» праздному времяпрепровождению, жизнь должна быть заполнена полезными и нужными вам мероприятиями.

Правило третье. В вашей жизни все большее значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. При выборе себе товарищей избегайте общения с наркоманами.

Для этого надо знать тех, кто употребляет наркотики и в каких местах они собираются. Старайтесь быть подальше от этих мест и от таких компаний. Выработайте в себе твердую установку: «Нет!» — для тех сверстников и той компании, где прием наркотиков — дело обыденное. Вам с ними не по пути. Дружите с теми, кто не употребляет наркотики. Помните, настоящие друзья не будут заставлять вас принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать этого сами.

Подбирайте компанию, в которой можно общаться интересно и без наркотиков.

Правило четвертое. Твердое «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните! Жизнь дороже!

Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика.

Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал.

Помните, что вы не обязаны никому объяснять причины своего отказа. Сказать: «Не хочу, и все» — это ваше право.

В заключение отметим, что каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути ему идти. Идти по пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной взрослой жизни. Или идти по ложному пути получения удовольствий от приема наркотических веществ, а значит, по пути быстрого уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.

Авторы учебника надеются, что вы сделаете правильный выбор жизненного пути и, прочитав материал этого параграфа, твердо усвоите, что благополучная жизнь человека несовместима ни с курением, ни с пьянством, ни с употреблением наркотических веществ. Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков.

Вопросы

  1. Почему для профилактики наркомании более всего эффективна профилактика первого употребления наркотика?
  2. Какие меры предусмотрены в нашей стране против незаконного распространения наркотических веществ?
  3. В чем заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и молодежи?
  4. Какие основные факты необходимо твердо уяснить каждому человеку, чтобы осознанно противостоять наркомании?
  5. Какие качества необходимо постоянно формировать в себе, чтобы уберечься от приобщения к потреблению наркотических веществ?

Задание

Перечислите ряд ситуаций, в которые вы можете попасть в повседневной жизни и в которых вам могут предложить попробовать наркотик. Сформулируйте свое отношение к этим ситуациям и отработайте свое поведение в них.

1 Пандемия — эпидемия, имеющая распространение в ряде стран и значительно превосходящая по своей интенсивности эпидемии, обычные для данной местности.

Профилактика курения у подростков

ребенок начал курить

Табакокурение – важнейшая проблема общественного здоровья. Особенно опасные последствия для здоровья возникают, если курение начинается в детском или подростковом возрасте. По данным ВОЗ, ранний дебют и стаж курения более 20 лет сокращает продолжительность жизни на 20–25 лет, по сравнению с теми, кто никогда не курил.

Согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в России, установлено, что средний возраст начала курения 11–13 лет. В стране по минимальным подсчетам курит каждый четвертый подросток, а каждый десятый к 15 годам уже имеет серьезную табачную зависимость.

Вред курения для подростка

При сгорании табака образуется несколько тысяч токсичных газообразных и твердых веществ, которые действуют на растущий организм подростка гораздо сильнее, чем на взрослого человека.

Ранние проявления вреда курения для детского организма – это частые инфекционные заболевания, появление кашля, анемии, разрушение зубов, грубый голос, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость, ослабление памяти, ухудшение успеваемости в школе, раздражительность, плохой сон.

Чем раньше подросток начинает курить, тем быстрее развивается у него никотиновая зависимость. Этому способствуют особенности, которые сопровождают подростковое табакокурение:

  • Дети обычно курят тайком, они торопятся, боясь быть застигнутыми за этим занятием родителями или учителями. Перерывы между затяжками короткие, а при быстром сгорании табака в дым попадает в 2 раза больше никотина, чем при медленном.
  • У детей нет возможности покупать качественные сигареты с фильтром, а значит в их организм попадает гораздо больше вредных веществ.
  • Недостаток денег приводит к тому, что подросток экономит сигареты, докуривает их до конца, иногда курит даже окурки, то есть ту часть табачного изделия, где сосредоточено максимальное количество токсичных веществ.
  • Скрывая от близких пагубную привычку, подросток находится постоянно в нервном напряжении. Курение превращается в хронический стресс, который усугубляется нехваткой кислорода, быстрой физической утомляемостью подростка-курильщика.

Негативное действие табака на органы дыхания

Токсины табачного дыма в первую очередь действует на дыхательные пути: носоглотку, гортань, трахею, бронхи, легкие.

Органы дыхания молодых людей еще находятся на стадии формирования, и курение в этом возрасте тормозит развитие как самих легких, так и грудной клетки. Это помешает подросткам заниматься легкой атлетикой, теннисом, плаванием и другими активными видами спорта, где необходим большой жизненный объем легких и свободное дыхание.

Смолы, попадая в легкие, осаждаются на альвеолах до 1 кг в год. Смола содержит канцероген – бензпирен, под влиянием которого курильщики заболевают раком легких в 10 раз чаще, чем некурящие.

Аммиак в составе табачного дыма соприкасаясь с влажной слизистой верхних дыхательных путей, преобразуется в нашатырный спирт, который раздражает стенки трахеи и бронхов, вызывая повышенную секрецию слизи и воспаление. Поэтому у курящих рано развивается и прогрессирует хронический бронхит с навязчивым кашлем, бронхоэктатическая болезнь, эмфизема легких, приводящая к дыхательной недостаточности.

Как курение влияет на голос

Дым, распространяясь по респираторному тракту, повреждает расположенные в гортани голосовые связки. Слизистая гортани отекает, при небольшом напряжении (громкая речь) возникают кровоизлияния в толще мышц, образующих связки. На самих связках откладываются токсические компоненты дыма, вызывая развитие эрозий, язвочек и других повреждений. Все эти патологические процессы приводят к тому, что голос курильщика становится более глухим и хриплым. При формировании хронического ларингита голос может навсегда потерять прежний тембр и звучность.

Как курение влияет на рост

Сколько сантиметров роста и килограммов мышечной массы теряет подросток, начинающий курить, подсчитать трудно. Но то, что они отстают в физическом развитии от некурящих сверстников – это доказанный факт.

К причинам замедленного роста при курении у подростков относят:

  • Торможение продукции соматотропного гормона – гормона роста.
  • Дефицит продукции гормона тестостерона.
  • Недостаточное поступление кислорода к тканям мышц (гипоксия).
  • Нарушение всасывания и усвоения белков, витаминов и минералов, необходимых для нормального роста и развития костной и мышечной ткани.

Тестостерон, являясь естественным анаболиком, стимулирует строительство новых тканей. При дефиците тестостерона тормозится рост и нарастание мышечной ткани. При гипоксии ткани испытывают кислородное голодание, что задерживает все обменные процессы. Гиповитаминоз витаминов А, В, С, Е замедляет процессы ассимиляции питательных веществ, что приводит к замедлению роста. При нехватке витамина Д фосфор и кальций усваиваются медленнее, а костным клеткам (остеобластам) для синтеза не достает исходного материала.

Нервная система и органы зрения, слуха

Продукты сгорания табака поражают нервные центры центральной и периферической нервной системы. В результате появляются головные боли, головокружения, снижение интеллектуальной деятельности мозга: плохое усвоение учебного материала, рассеянность внимания, ухудшение памяти.

При повреждении зрительной зоны коры головного мозга вначале наблюдается быстрая утомляемость глаз при чтении. Затем присоединяются мелькание мушек и двоение в глазах. Никотин непосредственно влияет на сетчатку глаза, вызывая в ее структурах снижение чувствительности к свету. У юных курильщиков первым исчезает восприимчивость к зеленому, затем красному и синему цветам.

Отказ от курения в подростковом возрасте – один из факторов профилактики глаукомы (повышенное внутриглазное давление), которая приводит к потере зрения.

Курение подавляет и угнетают функции клеток слуховой зоны мозга. Это ведет к искажению слухового восприятия и ухудшению слуха.

Сердечно-сосудистая система

Никотин активизирует сосудодвигательный центр, стимулирует выброс адреналина, что вызывает спазм и повышение тонуса сосудов. Это дополнительная нагрузка на сердечную мышцу, так как продвигать кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Компенсаторно сердце увеличивается за счет нарастания мышечных волокон, формируется гипертрофия миокарда. Увеличенная нагрузка ведет к быстрому износу сердечной мышцы, нарушению в системе проводимости миокарда, артериальной гипертонии. Кроме того, курение способствует нарушению функции эндотелия, выстилающего артерии изнутри, что способствует раннему развитию атеросклероза, а в последующем – его осложнений: инфарктов миокарда, инсультов, поражения артерий нижних конечностей.

Никотин и другие токсичные вещества табачного дыма нарушают питание кожи, разрушают коллаген, дезорганизуют работу потовых и сальных желез. Кожа становится вялой тусклой со склонностью к прыщам и угрям. Часто на лице появляются пигментные пятна и телеангиоэктазии (сосудистые «звездочки»). У курильщиков в 2 раза увеличивается риск заболеть плоскоклеточным раком кожи.

Органы желудочно-кишечного тракта

Под действием горячего табачного дыма слизистая ротовой полости подвергается раздражению и воспалению. Химические соединения аммиака вызывают активацию слюнных желез, что приводит к усиленному выделению слюны. Часть слюны проглатывается, а вместе с ней в желудок попадают компоненты дыма (анилин, сероводород, мышьяк), которые повреждают слизистую органа и провоцируют развитие язв, гастритов и диспепсических явлений в виде потери аппетита, болей в животе, чередования поносов и запоров.

В процессе курения во рту наблюдается перепад температур (примерно в 40 градусов) между горячим сигаретным дымом и атмосферным воздухом, что неблагоприятно отражается на прочности зубной эмали. Образовавшиеся микротрещины способствуют отложению в них табачных смол, что придает зубам желтоватый оттенок.

Половая система

У девушек нарушается менструальный цикл, что в дальнейшем негативно отражается на способности к зачатию. По статистике, если девушка не бросает курить даже при наступлении беременности, то у нее часто рождаются дети с пороками развития, а преждевременные роды наблюдаются в 6 раз чаще, чем среди некурящих женщин.

У юношей токсические продукты сгорания табака замедляют синтез тестостерона – основного мужского гормона, играющего ключевую роль в наступлении половой зрелости. Подавление активности сперматозоидов часто ведет к мужскому бесплодию.

Последствия курения в раннем возрасте

Большинство подростков осведомлены о вреде курения, но влияние сверстников, примеры курящих родителей и кумиров сводят на нет все запреты и опасения. Кроме того, важную роль в распространении курения среди подростков играет доступность приобретения сигарет, несмотря на закон о возрастных ограничениях на покупку табачных изделий.

Подростки в силу своей незрелости не могут в полной мере оценить всю тяжесть последствий от курения. Ведь сигарета – это яд, который действует не сразу, а постепенно. А перспектива заболеть через 10-15 лет кажется далекой и мифической, тем более молодые люди уверены, что могут бросить курить в любой момент.

Негативные последствия курения в подростковом возрасте:

  1. Ограничение физических возможностей не лучшим образом сказывается на достижение успеха в выбранной сфере: спорт, военная карьера, занятие балетом, вокалом и т.д.
  2. Формирование стойкой никотиновой зависимости – невозможность избавиться от курения самостоятельно без медикаментозной поддержки.
  3. Непривлекательный внешний вид: желтоватая кожа, угревая сыпь, испорченные зубы, неприятный специфический запах изо рта.

Национальная программа профилактики курения у подростков

Курение воспринимается обществом как вредная привычка, которая связана с возможным риском для здоровья в далеком будущем, но в данный период времени не наносит курильщику особого ущерба. Это ошибочное мнение. В нормативных документах ВОЗ дано определение табакокурения как хронической рецидивирующей болезни с формированием зависимости.

Необходимо разработать национальную программу по борьбе с курением, которая бы включала законодательные, административные, просветительские меры:

  1. Увеличение цен на табачную продукцию.
  2. Введение запретов на любую рекламу табака.
  3. Выполнение закона об ограничении курения на работе, в образовательных, медицинских, культурно-просветительских и других общественных местах.
  4. Проведение различных образовательно-просветительских мероприятий, направленных на разъяснения пагубности курения для здоровья нации.

Но, главную роль в формировании у подростка стойкой мотивации избегать курения и других вредных привычек, играют родители. Именно в семье закладываются в процессе воспитания основы морали и поведения в обществе, приверженность к здоровому образу жизни для сохранения здоровья.

Презентация на тему “§7.6 8кл Вредные привычки и их влияние на здоровье” 8 класс

Презентация: §7.6 8кл Вредные привычки и их влияние на здоровье

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 8 класса на тему “§7.6 8кл Вредные привычки и их влияние на здоровье” по ОБЖ. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 0.17 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: §7.6 8кл Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье Предмет: ОБЖ. Класс: 8. Учебник: Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 7. Профилактика вредных привычек Урок №29. Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель:проанализировать пагубное влияние вредных привычек на организм человека, рассмотреть механизм возникновения алкогольной и наркотической зависимости. Разработал: педагог-организатор ОБЖ Филимонов В.А.

Слайд 2

Организация и ход занятия

Организация класса. Приветствие. Проверка списочного состава класса. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя). Работа над новым материалом. Окончание урока: Домашнее задание Выставление и комментирование оценок Ответы на вопросы

Слайд 3

Повторение пройденного материала

Какие заболевания относятся к основным неинфекционным заболеваниям? Какие факторы способствуют появлению основных неинфекционных заболеваний? Какую роль играет образ жизни человека в профилактике основных неинфекционных заболеваний? Что такое стресс и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека? Какие меры в образе жизни человека способствуют снижению сильного стресса до уровня оптимального?

Слайд 4

Человек – великое чудо природы

Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надёжности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Академик Н. М. Амосов (1913-2002) утверждал, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т. е. органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение, примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. Чрезвычайно велика общая информационная ёмкость человеческого мозга -30 млрд нервных клеток. Если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы запомнить содержание 100 тыс. статей Большой советской энциклопедии, Плюс кроме того – усвоить программы трёх институтов, Плюс кроме того -свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30-40%.

Слайд 5

Что влияет на реализацию возможностей организма человека?

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от: его умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им.

Слайд 6

Привычки человека

Привычка – это поведение, образ действий, склонность к чему-либо, что стало для человека в его жизни обычным явлением. Формирование той или иной привычки находится во власти самого человека и он в любое время может без больших усилий отказаться от неё. Привычки бывают:

Слайд 7

Хорошие привычки:

У каждого человека они есть. Какие привычки принято считать хорошими? (мнение учащихся) ………….. ………….. ………….. ..………… ………….. …………… Какие хорошие привычки есть у Вас? ………….. ………….. ..………… ………….. ……………

Слайд 8

Вредные привычки

Ряд привычек человек приобретает ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни. К вредным привычкам в первую очередь относятся: курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков Если же человек пристрастился к курению, употреблению алкоголя или употреблению наркотиков, приобрёлвредные привычки иуже не может отказаться от них, то это уже не привычка, а зависимость, это уже болезнь, которая практически неизлечима. По мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркотических веществ. Более того – алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) в формировании наркозависимости.

Слайд 9

Что такое наркомания?

Наркомания – это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих: в малых дозах – эйфорию (состояние повышенного, беспричинно-радостного настроения), а в больших дозах – одурманивание или наркотический сон. Наркомания – это не обычное заболевание, она приводит к: деформации личности человека, искажению его социального поведения, что выражается в отклонении от нравственных и правовых норм, принятых в обществе. Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приёму наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированием психической (психологической) и физической зависимости от наркотика – формируется наркотическая зависимость. Наркотическая зависимость – это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика. Человек в этом состоянии уже не может отказаться от употребления наркотика или сократить его приём на длительное время. Он становится рабом наркотика, а значит, и торговца наркотиком.

Слайд 10

«Точки удовольствия» в головном мозге человека

В головном мозге человека, в его внутренней области имеются «точки удовольствия», а в организме человека вырабатываются специфические вещества, которые,действуя на «точки удовольствия», поддерживают оптимальное психическое состояние. Здоровый организм человека вырабатывает столько этих веществ, что их хватает для поддержания нормального состояния. В этом случае человек в процессе жизнедеятельности получает удовольствие от хорошей работы, от общения с окружающими, от вкусной еды и т. д. Таким образом, человек получает удовольствие от выполнения своих функциональных обязанностей, которые определила ему природа, организм синтезирует собственные «нарокотические» вещества, которые регулируют настроение человека, его ощущения окружающего мира и стимулируют его работоспособность.

Слайд 11

Механизм формирования наркотической зависимости

Существует определённый биологический механизм формирования наркотической зависимости, который действует через естественные процессы, протекающие в организме, – биохимические, биоэлектрические, клеточные и т. п. В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их приём и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно выполнение ряда функций организма, который до приёма наркотиков обеспечивался веществами, вырабатываемыми, самим организмом, начинают выполнять наркотики. При регулярном приёме наркотиков: организм, чтобы исключить излишнее количество наркотических веществ, снижает синтез «собственных специфических» веществ, начинающий наркоман, чтобы сохранить нормальное состояние, вынужден постоянно принимать наркотик, всё больше и больше увеличивая дозу. Так формируется физическая зависимость в постоянном приёме наркотического вещества. Установлено, что средний возраст приобщения к наркотикам составляет 13 лет. В настоящее время более 14 тыс. несовершеннолетних состоят на учёте как потребители наркотиков.

Слайд 12

Алкоголизм – одна из разновидностей наркомании

Алкоголизм – одна из разновидностей наркомании, поэтому биохимические механизмы возникновения зависимости от наркотика и алкоголя схожи. Известно, что в организме взрослого человека ежедневно в процессе обмена веществ вырабатывается небольшое количество (до 20 г) этилового спирта. Спирт необходим организму для торможения некоторых участков мозга, особенно отделов, отвечающих за формирование чувств тревоги и напряжённости. При поступлении спирта с выпивкой доза его увеличивается и превышает норму, организм начинает защищаться от избытка спирта и перестаёт вырабатывать его сам. Это вызывает у пьющего человека постоянную потребность в выпивке. Так формируется зависимость к алкоголю. Аналогично формируется зависимость к любому наркотическому веществу. Особую опасность в настоящее время представляет пристрастие подростков к употреблению пива. Пиво начинают пить в 11-12 лет. Процесс пивной зависимости в этом возрасте протекает гораздо быстрее, чем у взрослых, к 14-15 годам появляются типичные признаки пивной зависимости – разновидности алкогольной зависимости. По данным за 2002 г., в России на 100 тыс. жителей приходилось1,5 тыс. алкоголиков.

Слайд 13

Курить – здоровью вредить!

В настоящее время курение глубоко вошло в быт многих людей и стало повседневным явлением. В среднем в мире курят около 50% мужчин и 25% женщин. В нашей стране курение также широко распространено, Ряды курильщиков пополняются в основном за счёт подростков, которые начинают курить с 12-15-летнего возраста.

Слайд 14

Последствия от вредных привычек

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всём мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн человек. Алкоголизм также существенно увеличивает смертность населения. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55-57 лет. В 2002 г. от отравления алкоголем умерло 40 тыс. человек. К ещё более пагубным последствиям приводит пристрастие к наркотикам. Трагическая статистика свидетельствует, что человек, начавший принимать наркотики, живёт 5-10 лет. Не более.

Слайд 15

Борьба с наркоманией, алкоголизмом и курением в РФ

В настоящее время в нашей стране принимаются реальные меры по контролю за распространением и рекламой наркотических веществ, в том числе пива и табака. Но все эти меры будут малоэффективны, если в среде подростков и молодёжи и в вашей среде, дорогие восьмиклассники, не сформирована культура «жизнь без наркотиков!». Для этого, прежде всего, вам, подрастающему поколению граждан России, и всем её гражданам необходимо глубоко осознать, что наркомания – тяжёлая болезнь, которая начинает развиваться после первой пробы наркотического вещества. Избежать этого можно только при сформировании в обществе, и особенно среди подростков и молодёжи, нового образа жизни и поведения, в котором не будет места наркотикам ни при каких условиях. А раз не будет спроса на наркотики, не будет и их предложения. Борьба с наркоманией во многом зависит от ликвидации спроса на наркотики.

Слайд 16

Вопросы

Почему не следует считать «привычками» привыкание к курению, употреблению алкоголя и наркотиков? Что такое наркомания и наркотическая зависимость? Как развивается наркотическая зависимость в организме человека при употреблении им наркотических веществ? Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией? К каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя и наркотиков?

Слайд 17

Задание

Внимательно изучите материал учебника и презентации. Материал презентации записать в дневник безопасности (тетрадь) – обязательно. Если у вас сформировалось твёрдое и однозначное желание не попасть в наркотическую зависимость, какие бы вы внесли изменения в свой образ жизни? Сформулируйте их, запишите в дневник безопасности и постарайтесь следовать им.