Можете себе представить свою жизнь если бы вы не могли ничего вспомнить, и каждый раз приходилось бы изучать то же самое, даже самые элементарные вещи? Этого не происходит, потому что у нас есть память. Как улучшить память и что она вообще из себя представляет?
В мозгу человека постоянно происходит процесс, который извлекает необходимую информацию на основе предыдущего опыта. Различают несколько типов памяти, которые расположены в разных частях мозга.
Содержимое статьи
Виды памяти человека
Память человека может быть краткосрочной или долгосрочной. Если проводить аналогию с компьютером — оперативная память и жесткий диск. Информация в краткосрочной памяти хранится только в течении нескольких секунд или минут. Это моменты, когда вы например смотрите в телефонную книгу и набираете номер, который вы прочитали; или когда в магазине нужно сравнить друг с другом вещи для покупки. Кратковременная память быстро стирается — это защитная функция мозга. Представьте себе, что вы помните каждый номер, который когда-либо набирали на телефоне — мозг будет быстро заполняться ненужной информацией.
Долговременная память содержит информацию, которую индивид сознательно или бессознательно пытался сохранить. Чаще всего это личный интерес (например памятные даты), или знание является важным (как что-то сделать), или потому, что имеет сильный эмоциональный окрас (например, смерть близкого человека, рождение ребенка, первый день в школе и т.д.). Долговременную память можно разделить на несколько групп: эпизодическая память (память прошлых событий), семантическая память (память для данных, которые не связаны пространством и временем — большинство школьных знаний) и процедурная память (навыки памяти, которые мы автоматизировали — вождение автомобиля, катание на лыжах и т.д.).
Некоторые участки мозга являются ключевыми в механизме работы памяти, из них главным образом можно выделить следующие три:
- Гиппокамп: архаическая (древняя) структура находится глубоко в мозгу и является наиболее важной в процессе обработки информации.
- Миндалина: участок мозга в виде миндалины, который расположен рядом с гиппокампом и отвечает за обработку эмоций, а так же помогает сохранять воспоминания, связанные с эмоциями.
- Кора головного мозга: внешний слой мозга, который использует долговременную память в решении задач, при поступлении новой информации.
Как создать и сохранить воспоминание
Получение (кодирование) информации. Эта техника кодирует новую информацию в соответствующих структурах головного мозга и требует сосредоточения. Тут необходимо прилагать усилия, а иначе будет как в поговорке «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Если вы достаточно собраны, чтобы кодировать информацию в вашем мозгу, гиппокамп будет посылать сигналы, что бы эта информация записывалась в долговременной памяти. На успешное кодирование влияет два фактора: информацию, которая уже связана с чем-то известным, необходимо представить мозгу как совершенно новую и неизвестную ранее; данные так же легко сохраняются, если они связаны с сильной эмоциональной реакцией.
Извлечение информации из долговременной памяти происходит, по той же схеме нейронных связей, используемых при записи. Информация, которая используется чаще одного раза, легче и быстрее извлекается из памяти.
Можно ли улучшить память
Большинство людей, особенно пожилых, желает увеличить объем и постоянство своей памяти. Но тут нужно иметь ввиду, что хорошая память означает — баланс между запоминанием и забыванием информации. Если вы улучшите вашу память, вас скоро начнут беспокоить воспоминания о незначительных деталях, которые случаются с вами в течение дня. Хороший баланс означает правильное распределение информации в мозгу (каталог с удобным интерфейсом), что бы помнить важные вещи а незначительные события выкидывать в мусорную корзину.
К сожалению, пока еще не изобрели волшебную таблетку, которая могла бы увеличить ёмкость нашего запоминающего устройства. Научные исследования в области памяти направлены на поиск эффективных препаратов, которые могли бы справиться с дегенеративными заболеваниями (слабоумие, болезнь Альцгеймера). Это означает, что ученые, на основе знаний о том, как происходят процессы хранения информации в мозге, пытаются найти различные стратегии для оказания помощи в улучшении памяти.
Техники тренировки памяти
Это ментальные техники, которые независимо от заболевания, расстройства или травмы головы, улучшают способность к обучению и оптимизируют механизмы памяти:
- Концентрация внимания. Вы не сможете вспомнить нужное событие, если вы не будете достаточно терпеливы. Требуется около восьми секунд на то, что бы информация передалась через гиппокамп в соответствующий центр памяти в головном мозге. В этот момент сконцентрируйтесь только на нужной информации и не делайте пять дел одновременно. Если вы человек, чутко воспринимающий окружающую обстановку, для того что бы вспомнить что то отчетливо, делайте это в тихом и спокойном месте.
- Адаптация получаемой информации под ваш стиль обучения. Большинство людей лучше запоминает информацию когда может её увидеть (визуальный тип), некоторые люди помнят лучше то что они услышали(слуховой тип). При запоминании новой информации, попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь.
- Смешивание различных типов памяти. В то время как вы концентрируетесь на визуальных чувствах, читайте вслух то, что вы хотите запомнить. Попробуйте связать информацию с цветами, запахами, вкусами и сенсорными ощущениями.
- Связывание новой информации с тем, что вы уже знаете. Всегда легче запомнить новые вещи, если вы можете найти в них связь с предыдущими знаниями.
- Оптимизация информации. Записывайте заметки в примечаниях, создавайте напоминания, более сложные материалы делите на отдельные логические категории.
- Повторяйте то, что уже знали. Чем больше будете повторять, тем больше вы усилите ассоциативные пути в головном мозге, связанные с необходимой информацией.
Полезные советы по улучшению памяти
Следует отметить, что различные типы запоминающих устройств требуют различных способов обучения. Например: катание на лыжах — это процедурная память, вы не сможете освоить лыжи просто слушая теории об их правильном использовании. События в вашей жизни — эпизодическая память, в которой работают все органы восприятия.
- Заглавные буквы в словах. Музыканты для запоминания правильных тонов или студенты изучающие анатомию часто используют методы, использующие заглавные буквы в предложении. Например, если вы идёте в магазин без списка продуктов, которые вам нужно купить, можно запомнить их таким образом (Нектарин, Хлеб, Баклажан и Дыня) — помните фразу «Нет Худа Без Добра»?
- Имена. Давайте предположим, что вы должны вдруг вспомнить много имен новых людей. Имя можно связать с определенным свойством этого человека, которое рифмуется с именем (Маринка — тростинка).
- Шутки. Гораздо легче запомнить вещи, которые смешные, странные или даже непристойные, чем сухой набор каких то данных. К тому же можно заодно и пополнить свою коллекцию шуток.
- Обобщение информации по категориям. Легче запомнить большое количество данных, если они относятся к какой-то категории. Когда вы пытаетесь вспомнить номер телефона и банковской карты, это проще сделать, если они начинаются с одинаковых цифр.
- Древний метод разучивания текстов. В древние времена люди изобрели метод, с помощью которого проще запомнить большой текст. Если метод перенести в настоящее время, то например, каждый фрагмент текста можно связывать с дорожным знаком, в хорошо знакомых местах (это может быть ваш путь на работу, где во время вождения вы мысленно связываете знаки вдоль дороги с различными темами в тексте).
- Мозг как мышца. Мозг становится больше, если вы его постоянно тренируете, например играя в шахматы. А в результате — вам легче будет даваться обработка и усвоение информации. Эффективное и относительно простое упражнение, чтобы стимулировать нейронные связи — это внедрение инноваций в вашу повседневную жизнь. Попробуйте чистить зубы другой рукой, одеваться с закрытыми глазами, готовить обеды по новым рецептам, сходите на обучающий курс по какой-либо деятельности, о которой вы мало знаете. Это поможет сохранить жизнеспособность связей в головном мозге.
Мозг вообще сложная штука. Если информация не усваивается, то сосуды мозга нужно на узи проверить, может они нуждаются в питании. В таких случах врачи ноотропы выписают вроде Дивазы. Далее память обязательно нужно тренировать, и не лениться: не любите учить стихи? Тогда читайте вслух их, разгадывайте кроссворды, играйте в логические игры.